Размышления Сулеймана

Глава 7

1 Доброе имя лучше превосходного благовония, и день смерти лучше дня рождения.

2 Лучше ходить в дом плача, чем ходить в дом пира,потому что смерть – участь каждого человека, и кто жив, пусть размышляет об этом.

3 Печаль лучше смеха, потому что печальное лицо полезно сердцу.

4 Сердце мудрого в доме плача, а сердце глупого в доме веселья.

5 Лучше внимать обличению мудреца, чем слушать песню глупцов,

6 потому что смех глупцов – словно треск горящего хвороста под котлом.И это тоже пустое.

7 Притеснение превращает мудрого человека в глупца, и взятка портит сердце.

8 Конец дела лучше его начала, терпение лучше гордости.

9 Не спеши впадать в гнев, потому что гнев обитает в сердце глупцов.

10 Не спрашивай: «Почему прежние дни были лучше сегодняшних?» не от мудрости задают такие вопросы.

11 Мудрость – хороша, как и наследство, и приносит пользу тем, кто видит солнце.

12 Мудрость защищает так же, как и деньги, но её превосходство в том, что она сохраняет жизнь её владельцу.

13 Посмотри на дела Всевышнего:
кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?

14 В благополучные дни будь счастлив, а в дни горестные знай:и то, и другое сотворил Всевышний, чтобы человек не мог постичь того, что будет после него.

15 В моей пустой жизни я видел всякое:
праведника, гибнущего в своей праведности, и нечестивого, живущего долго в своём беззаконии.

16 Не будь чересчур праведным и не выставляй себя слишком мудрым. Зачем тебе губить себя?

17 Также не слишком предавайся злу и не будь глупым. Зачем тебе умирать раньше времени?

18 Хорошо придерживаться первого совета и не упускать из виду второго – боящийся Всевышнего избежит всех бед. .

19 Мудрость делает мудреца сильнее, чем десять правителей города.

20 Нет праведного человека на земле, который всегда бы поступал правильно и никогда бы не грешил.

21 Не обращай внимание на каждое сказанное слово, иначе можешь услышать, как раб твой злословит тебя.

22 Ты знаешь в сердце своём, что часто и сам злословил других.

23 Всё это испытал я мудростью и сказал:
«Я твёрдо решил стать мудрым», но мудрость была так далека от меня!

24 Далека она и глубока, глубока – кто может постичь её?

25 И решил я понять, исследовать и изыскать мудрость и рассуждение,и убедиться, что быть нечестивым – глупо и быть нерассудительным – безумно.

26 И нашёл я, что горше смерти та женщина, что подобна сети,чьё сердце – ловушка и чьи руки – оковы.Человек, угодный Всевышнему, избежит её, а грешник будет ею пойман.

27 Вот, что я нашёл, – сказал Учитель, – слагая одно с другим, чтобы найти разумное объяснение:

28 я всё искал, но не находил – я нашёл лишь одного праведного мужчину среди тысячи, но ни одной праведной женщины.

29 Вот, что удалось мне найти: Всевышний сотворил человека праведным, а люди пустились во многие помыслы.

Книга Экклезиаста, или Проповедника

Глава 7

1 Доброе имя дороже изысканного аромата, как день смерти лучше дня рождения.

2 Лучше идти туда, где оплакивают умерших, чем туда, где пируют, ибо смерть ожидает каждого человека, и живому стоит задумываться об этом.

3 Лучше невзгоды, чем смех, ибо печаль на лице — во благо сердцу.

4 Сердце мудрых — там, где плач, а сердце глупцов — в местах веселья.

5 Лучше от мудрого упрек, чем от глупца славословье,

6 ибо восторги глупца — что треск горящих сучьев под котлом! И это тщета!

7 Притесняя других, и мудрый глупеет, а взятки развращают сердце.

8 Конец дела лучше его начала, терпеливый лучше надменного.

9 Не торопись сердиться, ибо сердиться свойственно глупцам.

10 И не сетуй: „Почему прежде было лучше, чем в нынешние дни?“, потому что не мудрость задает такой вопрос.

11 Хороша мудрость вместе с наследством — на пользу всем, кто видит солнце.

12 Под сенью мудрости как под сенью серебра. Польза знания в том, что мудрость хранит тебя в живых.

13 Взгляни на дела Божьи. То, что Он искривил, — кто выправит?

14 В день счастливый наслаждайся счастьем, а в день беды присмотрись: и то, и это сотворил Бог, чтобы не мог человек понять, что будет впереди.

15 Всякого насмотрелся я в тщетной этой жизни: бывает, что праведник гибнет по праведности своей, а бывает, что и нечестивый благоденствует в нечестии своем.

16 В праведности и в мудрствовании не перестарайся: зачем причинять себе вред?

17 Не злодействуй и не безумствуй: зачем сокращать свою жизнь?

18 Хорошо с одним делом справляться и другого не забывать: кто пред Богом благоговеет — избежит крайностей.

19 Мудрость придает больше силы мудрому, чем покровительство десяти градоначальников.

20 Нет такого праведника на земле, который творил бы только доброе и не согрешил.

21 Каждое слово людское близко к сердцу не принимай, иначе услышишь, как злословит тебя твой же слуга —

22 не раз доходило до сердца твоего, что и сам ты злословил других!..

23 Всё это мудростью я проверял и говорил: „Стану мудрее!“, но мудрость всё равно была далека от меня.

24 Былое — далеко да глубоко, кому откроется глубина?

25 И обратил я сердце мое к тому, чтобы познать, искать и исследовать мудрость и смысл всего, чтобы понять, в чем глупость нечестивых и безумие глупцов.

26 И убедился я, что горше смерти — женщина, которая устраивает западню, чье сердце — сеть, а руки — оковы. Человек, угодный Богу, вырвется, но грешник попадется!

27 Сказал Экклезиаст: „Шаг за шагом рассуждая, искал я ответы, и вот к чему пришел в итоге:

28 искала душа моя человека и не находила, среди мужчин — один на тысячу, а среди женщин так и не нашел.

29 А уж если что нашел — то нашел, что создал Бог человека честным, а люди пустились во всяческие хитросплетения“.

Размышления Сулеймана

Глава 7

Книга Экклезиаста, или Проповедника

Глава 7

1 Доброе имя лучше превосходного благовония, и день смерти лучше дня рождения.

1 Доброе имя дороже изысканного аромата, как день смерти лучше дня рождения.

2 Лучше ходить в дом плача, чем ходить в дом пира,потому что смерть – участь каждого человека, и кто жив, пусть размышляет об этом.

2 Лучше идти туда, где оплакивают умерших, чем туда, где пируют, ибо смерть ожидает каждого человека, и живому стоит задумываться об этом.

3 Печаль лучше смеха, потому что печальное лицо полезно сердцу.

3 Лучше невзгоды, чем смех, ибо печаль на лице — во благо сердцу.

4 Сердце мудрого в доме плача, а сердце глупого в доме веселья.

4 Сердце мудрых — там, где плач, а сердце глупцов — в местах веселья.

5 Лучше внимать обличению мудреца, чем слушать песню глупцов,

5 Лучше от мудрого упрек, чем от глупца славословье,

6 потому что смех глупцов – словно треск горящего хвороста под котлом.И это тоже пустое.

6 ибо восторги глупца — что треск горящих сучьев под котлом! И это тщета!

7 Притеснение превращает мудрого человека в глупца, и взятка портит сердце.

7 Притесняя других, и мудрый глупеет, а взятки развращают сердце.

8 Конец дела лучше его начала, терпение лучше гордости.

8 Конец дела лучше его начала, терпеливый лучше надменного.

9 Не спеши впадать в гнев, потому что гнев обитает в сердце глупцов.

9 Не торопись сердиться, ибо сердиться свойственно глупцам.

10 Не спрашивай: «Почему прежние дни были лучше сегодняшних?» не от мудрости задают такие вопросы.

10 И не сетуй: „Почему прежде было лучше, чем в нынешние дни?“, потому что не мудрость задает такой вопрос.

11 Мудрость – хороша, как и наследство, и приносит пользу тем, кто видит солнце.

11 Хороша мудрость вместе с наследством — на пользу всем, кто видит солнце.

12 Мудрость защищает так же, как и деньги, но её превосходство в том, что она сохраняет жизнь её владельцу.

12 Под сенью мудрости как под сенью серебра. Польза знания в том, что мудрость хранит тебя в живых.

13 Посмотри на дела Всевышнего:
кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?

13 Взгляни на дела Божьи. То, что Он искривил, — кто выправит?

14 В благополучные дни будь счастлив, а в дни горестные знай:и то, и другое сотворил Всевышний, чтобы человек не мог постичь того, что будет после него.

14 В день счастливый наслаждайся счастьем, а в день беды присмотрись: и то, и это сотворил Бог, чтобы не мог человек понять, что будет впереди.

15 В моей пустой жизни я видел всякое:
праведника, гибнущего в своей праведности, и нечестивого, живущего долго в своём беззаконии.

15 Всякого насмотрелся я в тщетной этой жизни: бывает, что праведник гибнет по праведности своей, а бывает, что и нечестивый благоденствует в нечестии своем.

16 Не будь чересчур праведным и не выставляй себя слишком мудрым. Зачем тебе губить себя?

16 В праведности и в мудрствовании не перестарайся: зачем причинять себе вред?

17 Также не слишком предавайся злу и не будь глупым. Зачем тебе умирать раньше времени?

17 Не злодействуй и не безумствуй: зачем сокращать свою жизнь?

18 Хорошо придерживаться первого совета и не упускать из виду второго – боящийся Всевышнего избежит всех бед. .

18 Хорошо с одним делом справляться и другого не забывать: кто пред Богом благоговеет — избежит крайностей.

19 Мудрость делает мудреца сильнее, чем десять правителей города.

19 Мудрость придает больше силы мудрому, чем покровительство десяти градоначальников.

20 Нет праведного человека на земле, который всегда бы поступал правильно и никогда бы не грешил.

20 Нет такого праведника на земле, который творил бы только доброе и не согрешил.

21 Не обращай внимание на каждое сказанное слово, иначе можешь услышать, как раб твой злословит тебя.

21 Каждое слово людское близко к сердцу не принимай, иначе услышишь, как злословит тебя твой же слуга —

22 Ты знаешь в сердце своём, что часто и сам злословил других.

22 не раз доходило до сердца твоего, что и сам ты злословил других!..

23 Всё это испытал я мудростью и сказал:
«Я твёрдо решил стать мудрым», но мудрость была так далека от меня!

23 Всё это мудростью я проверял и говорил: „Стану мудрее!“, но мудрость всё равно была далека от меня.

24 Далека она и глубока, глубока – кто может постичь её?

24 Былое — далеко да глубоко, кому откроется глубина?

25 И решил я понять, исследовать и изыскать мудрость и рассуждение,и убедиться, что быть нечестивым – глупо и быть нерассудительным – безумно.

25 И обратил я сердце мое к тому, чтобы познать, искать и исследовать мудрость и смысл всего, чтобы понять, в чем глупость нечестивых и безумие глупцов.

26 И нашёл я, что горше смерти та женщина, что подобна сети,чьё сердце – ловушка и чьи руки – оковы.Человек, угодный Всевышнему, избежит её, а грешник будет ею пойман.

26 И убедился я, что горше смерти — женщина, которая устраивает западню, чье сердце — сеть, а руки — оковы. Человек, угодный Богу, вырвется, но грешник попадется!

27 Вот, что я нашёл, – сказал Учитель, – слагая одно с другим, чтобы найти разумное объяснение:

27 Сказал Экклезиаст: „Шаг за шагом рассуждая, искал я ответы, и вот к чему пришел в итоге:

28 я всё искал, но не находил – я нашёл лишь одного праведного мужчину среди тысячи, но ни одной праведной женщины.

28 искала душа моя человека и не находила, среди мужчин — один на тысячу, а среди женщин так и не нашел.

29 Вот, что удалось мне найти: Всевышний сотворил человека праведным, а люди пустились во многие помыслы.

29 А уж если что нашел — то нашел, что создал Бог человека честным, а люди пустились во всяческие хитросплетения“.