Книга притчей Соломоновых

Глава 17

1 Лучше черствая краюшка хлеба, да с покоем, чем дом, в котором вдоволь мяса и при этом ссоры.

2 Разумный слуга будет повелевать беспутным хозяйским сыном и, словно брат его, с ним наследство разделит.

3 Серебру — тигель, и горн — для золота, а сердцу человека — от ГОСПОДА испытанье.

4 Злодей прислушивается к коварным речам, и лжец пагубным словам внимает.

5 Кто над бедным глумится, тот Творца его хулит; кто рад чужому горю, сам безнаказанным не останется.

6 Внуки — лучшее украшение в старости, слава детей — и родителей слава.

7 Нет проку неразумному от многословия, тем более благородному — от лжи.

8 Всякий дающий взятку считает ее неким волшебным камнем: на что ни взглянет, во всем успех.

9 Кто желает любви — простит обиду, а кто ее поминает — потеряет друга.

10 Обличение больнее для разумного, чем сто ударов для глупца.

11 Смутьян лишь к злу стремится, но против него будет послан жестокий вестник.

12 Лучше столкнуться с медведицей, что лишилась своих детенышей, чем с глупцом с его глупостью.

13 Кто за добро злом воздает — в доме того зло и поселится.

14 Начало ссоры как прорыв запруды, уступи, пока вражда не разрослась.

15 Оправдывающий виновного и осуждающий правого — всё это мерзость для ГОСПОДА.

16 Не помогут глупцу никакие деньги: не купишь за них мудрости, коли разума нет.

17 Друг любит всегда, а брат рожден, чтобы в беде прийти на помощь.

18 Безрассуден тот, кто берет на себя долг другого, ручается за соседа.

19 Кто любит беззаконие, тот распри любит, а кто на зависть людям высокие ворота строитнавлекает на себя погибель.

20 Человек с коварным сердцем не будет счастлив, тот, чей язык лукав, попадет в беду.

21 Горе тому, кто родил неразумного, отец глупца не будет знать радости.

22 Радость на сердце — лучшее лекарство, а отчаяние иссушает тело.

23 Берет нечестивец взятку из-под полы, чтобы извратить правосудие.

24 Проницательный видит мудрость прямо перед собой, а глупец ищет ее на краю света.

25 Глупый сын — печаль своего отца и горе той, что его родила.

26 Несправедливо налагать взыскание на человека правдивого и благородного бить за честность.

27 Осведомленный человек сдержан в слове, и здравомыслящий проявляет спокойствие.

28 Даже глупца, который молчит, могут принять за мудреца; тот, кто держит язык за зубами, может умным показаться.

Мудрые изречения Сулеймана

Глава 17

1 Лучше сухая корка с покоем и миром, чем дом, полный заколотого скота, а в нём – вражда.

2 Мудрый раб будет править беспутным сыном хозяина и получит долю наследства, как один из братьев.

3 В тигле испытывается серебро, в горне плавильном – золото, а сердца испытывает Вечный.

4 Нечестивый слушает речи злодея; лгун внимает пагубному языку.

5 Издевающийся над нищим оскорбляет его Создателя, радующийся несчастью не останется безнаказанным.

6 Внуки – венец старикам, а отцы – гордость своих сыновей.

7 Не пристала невеже высокая речь, а тем более правителю – лживое слово!

8 Взятка – как волшебный камень в глазах дающего её: куда он ни повернётся, преуспеет!

9 Прощающий оскорбление ищет любви, а напоминающий о нём отталкивает близкого друга.

10 Упрёк сильнее воздействует на разумного, чем сто ударов на глупца.

11 Только смуты ищет злодей, и вестник безжалостный будет послан против него.

12 Лучше встретить медведицу, лишённую медвежат, чем глупца с его глупостью.

13 Если человек воздаёт злом за добро, зло не покинет его дома.

14 Ссору начать, что плотину пробить; остановись, прежде чем она вспыхнет.

15 Оправдывающий виноватого и обвиняющий невиновного – Вечный гнушается их обоих.

16 Зачем глупцу на премудрость деньги, если учиться он не желает?

17 Друг любит во всякое время, и брат рождён разделить беду.

18 Лишь неразумный человек даёт залог, чтобы ручаться за другого.

19 Кто любит ссоры, тот любит грех; кто бахвалится, ищет падения.

20 Лукавый сердцем не преуспеет; лживый язык попадёт в беду.

21 Горе тому, кто родил глупца; нет радости отцу невежи.

22 Весёлое сердце исцеляет, как лекарство, а подавленный дух иссушает кости.

23 Нечестивый тайно берёт взятку, чтобы извратить пути правосудия.

24 Разумный не отводит от мудрости взгляд, а глаза глупца блуждают на краях земли.

25 Глупый сын – горе для отца и горечь для матери.

26 Нехорошо и наказывать невиновного, и знатных бичевать за правду.

27 Человек знания осторожен в словах, и рассудительный – хладнокровен.

28 Даже глупца, когда молчит, мудрым сочтут, и когда он удерживает язык, может показаться рассудительным.

Книга притчей Соломоновых

Глава 17

Мудрые изречения Сулеймана

Глава 17

1 Лучше черствая краюшка хлеба, да с покоем, чем дом, в котором вдоволь мяса и при этом ссоры.

1 Лучше сухая корка с покоем и миром, чем дом, полный заколотого скота, а в нём – вражда.

2 Разумный слуга будет повелевать беспутным хозяйским сыном и, словно брат его, с ним наследство разделит.

2 Мудрый раб будет править беспутным сыном хозяина и получит долю наследства, как один из братьев.

3 Серебру — тигель, и горн — для золота, а сердцу человека — от ГОСПОДА испытанье.

3 В тигле испытывается серебро, в горне плавильном – золото, а сердца испытывает Вечный.

4 Злодей прислушивается к коварным речам, и лжец пагубным словам внимает.

4 Нечестивый слушает речи злодея; лгун внимает пагубному языку.

5 Кто над бедным глумится, тот Творца его хулит; кто рад чужому горю, сам безнаказанным не останется.

5 Издевающийся над нищим оскорбляет его Создателя, радующийся несчастью не останется безнаказанным.

6 Внуки — лучшее украшение в старости, слава детей — и родителей слава.

6 Внуки – венец старикам, а отцы – гордость своих сыновей.

7 Нет проку неразумному от многословия, тем более благородному — от лжи.

7 Не пристала невеже высокая речь, а тем более правителю – лживое слово!

8 Всякий дающий взятку считает ее неким волшебным камнем: на что ни взглянет, во всем успех.

8 Взятка – как волшебный камень в глазах дающего её: куда он ни повернётся, преуспеет!

9 Кто желает любви — простит обиду, а кто ее поминает — потеряет друга.

9 Прощающий оскорбление ищет любви, а напоминающий о нём отталкивает близкого друга.

10 Обличение больнее для разумного, чем сто ударов для глупца.

10 Упрёк сильнее воздействует на разумного, чем сто ударов на глупца.

11 Смутьян лишь к злу стремится, но против него будет послан жестокий вестник.

11 Только смуты ищет злодей, и вестник безжалостный будет послан против него.

12 Лучше столкнуться с медведицей, что лишилась своих детенышей, чем с глупцом с его глупостью.

12 Лучше встретить медведицу, лишённую медвежат, чем глупца с его глупостью.

13 Кто за добро злом воздает — в доме того зло и поселится.

13 Если человек воздаёт злом за добро, зло не покинет его дома.

14 Начало ссоры как прорыв запруды, уступи, пока вражда не разрослась.

14 Ссору начать, что плотину пробить; остановись, прежде чем она вспыхнет.

15 Оправдывающий виновного и осуждающий правого — всё это мерзость для ГОСПОДА.

15 Оправдывающий виноватого и обвиняющий невиновного – Вечный гнушается их обоих.

16 Не помогут глупцу никакие деньги: не купишь за них мудрости, коли разума нет.

16 Зачем глупцу на премудрость деньги, если учиться он не желает?

17 Друг любит всегда, а брат рожден, чтобы в беде прийти на помощь.

17 Друг любит во всякое время, и брат рождён разделить беду.

18 Безрассуден тот, кто берет на себя долг другого, ручается за соседа.

18 Лишь неразумный человек даёт залог, чтобы ручаться за другого.

19 Кто любит беззаконие, тот распри любит, а кто на зависть людям высокие ворота строитнавлекает на себя погибель.

19 Кто любит ссоры, тот любит грех; кто бахвалится, ищет падения.

20 Человек с коварным сердцем не будет счастлив, тот, чей язык лукав, попадет в беду.

20 Лукавый сердцем не преуспеет; лживый язык попадёт в беду.

21 Горе тому, кто родил неразумного, отец глупца не будет знать радости.

21 Горе тому, кто родил глупца; нет радости отцу невежи.

22 Радость на сердце — лучшее лекарство, а отчаяние иссушает тело.

22 Весёлое сердце исцеляет, как лекарство, а подавленный дух иссушает кости.

23 Берет нечестивец взятку из-под полы, чтобы извратить правосудие.

23 Нечестивый тайно берёт взятку, чтобы извратить пути правосудия.

24 Проницательный видит мудрость прямо перед собой, а глупец ищет ее на краю света.

24 Разумный не отводит от мудрости взгляд, а глаза глупца блуждают на краях земли.

25 Глупый сын — печаль своего отца и горе той, что его родила.

25 Глупый сын – горе для отца и горечь для матери.

26 Несправедливо налагать взыскание на человека правдивого и благородного бить за честность.

26 Нехорошо и наказывать невиновного, и знатных бичевать за правду.

27 Осведомленный человек сдержан в слове, и здравомыслящий проявляет спокойствие.

27 Человек знания осторожен в словах, и рассудительный – хладнокровен.

28 Даже глупца, который молчит, могут принять за мудреца; тот, кто держит язык за зубами, может умным показаться.

28 Даже глупца, когда молчит, мудрым сочтут, и когда он удерживает язык, может показаться рассудительным.